Формат обучения в группе с наставником
Ревью проектов, живое общение в чате, еженедельные активности, ответы на вопросы по коду — это то, что отличает групповой формат от всех других.
В этой статье мы поговорим о том, как устроено обучение в группе.
Как устроена программа
Основа программы — это готовые курсы, практики на сайте и/или домашние задания и проекты по выбранной программе. Найти всю программу обучения вы сможете в вашем личном кабинете на Хекслете.
Курсы вы проходите самостоятельно в среде Хекслета прямо в браузере. Достаточно открыть из личного кабинета нужный курс, нажать в нем на «Начать» и приступить к обучению. Учебные материалы на Хекслете доступны 24/7, это возможно благодаря автоматической проверке практических заданий, поэтому заниматься вы можете в любое время.
Проекты описаны на Хекслете, но выполняют их студенты в локальном окружении на своем компьютере. Подробнее про проекты читайте в разделе 👉🏻 Проекты.
Если в профессии есть домашние задания или другие виды практик, они выполняются также локально на компьютере. Подробнее про практики читайте в разделе 👉🏻 Виды практических заданий
В любой момент, если у вас возникли вопросы, обращайтесь к наставнику в чате группы в Mattermost. Наставник не делает персональных консультаций и не даёт готовых решений, но подсказывает пути для поиска и устранения ошибки самим студентом.
Задача наставника — направлять вас. Поэтому, если вы столкнулись со сложностями, обязательно расскажите о ней в чате группы и обсудите, как найти правильное решение.
Асинхронное обучение
Мы проработали ход обучения так, чтобы в любую группу мог добавиться человек любого уровня и начать обучение в своём темпе. Это значит, что в группе всегда есть опытные студенты и всегда будут новички.
Наставник помогает всем студентам по их вопросам и проводит активности — как универсальные для всех, так и направленные на конкретный уровень студентов. При этом новички могут посещать активности по продвинутым темам. А опытные студенты могут помогать новичкам, отвечая на вопросы в чате, обмениваться опытом и даже проводить активности по согласованию с куратором.
Дополнительные активности
Каждую неделю проходят встречи с наставниками. Это дополнительные активности, которые расширяют основной контент Хекслета и позволяют произвести обмен опытом.
На встречах наставники будут разбирать с вами различные темы — от универсальных (именование, поиск технической информации, эффективная отладка кода и другое) до специфичных для конкретной программы. Также в рамках встречи наставники будут уделять внимание разбору ваших вопросов по темам программы, домашним заданиям и проектам.
Темы встреч определяются исходя из уровня и запросов студентов или предлагаются наставниками.
Все встречи записываются и вы всегда сможете пересмотреть их в записи. Записи встреч куратор будет отправлять в чате группы в Mattermost.
Форматы встреч
Активности, которые проводят наставники, планируются заранее, а темы выбираются ближе к мероприятию. Основные активности:
- Вебинар — доклад от наставника или другого эксперта. На вебинарах наставник будет разбирать одну из дополнительных тем.
- Текстовый вебинар — беседа, где ведущий предлагает и раскрывает тему обсуждения в чате, приводит примеры и задает вопросы для аудитории.
- Livecoding — программирование наставником в прямом эфире.
- Сессия масскодинга — решение задач студентами под руководством наставника.
- Q&A встреча — встреча наставника со студентами для обсуждения накопившихся вопросов.
Также наставники будут регулярно делиться ссылками на полезные материалы из блогов Хекслета (YouTube, гайды, блог) и периодически проводить турниры на сервисе Codebattle. И даже могут провести оффлайн встречи со студентами в своём городе.
Карьерный трек
Карьерный трек — это сервис Хекслета, который позволяет нашим студентам и выпускникам составить резюме, сформировать портфолио, пройти стажировку и найти работу. Карьерный трек доступен на протяжении всего обучения, а более плотная подготовка начнется после прохождения половины программы.
Подробнее про карьерный трек читайте в разделе 👉🏻 Карьерный трек
Чек-лист нестандартных ситуаций
Обучение — процесс длительный и сложный. Мы тщательно подходим к выбору наставников, постоянно улучшаем учебный процесс и собираем обратную связь от студентов. Здесь есть место и человеческому фактору, и недостаточно хорошим процессам, и типовым проблемам. Если кажется, что что-то пошло не так, можно свериться с этим списком:
Мне кажется, что все задают умные вопросы, и не хочу писать в чат свои.
Иногда студенты сталкиваются с ощущением, что их окружают исключительно умные, успешные люди, которые всё делают вовремя хорошо и с первого раза. На практике же едва ли существуют разработчики (или другие специалисты), которые ни разу в жизни не задавали вопросов и не ошибались. Любые вопросы — это тоже часть учебного процесса, и среди них нет деления на «глупые» и «умные», «нормальные» и «ненормальные», все вопросы одинаково нужны.
Во-первых, иногда даже в процессе написания вопроса можно самому прийти к ответу. Во-вторых, задав «глупый» вопрос, можно подсветить проблему контента на Хекслете, и мы её поправим, чтобы ни вы, ни будущие студенты с ней больше не столкнулись. И, наконец, если не задавать вопросы, может накопиться снежный ком непонимания.
Мы рекомендуем всем студентам обязательно общаться в чате. Отвечайте другим студентам, если вам кажется, что знаете ответ. И задавайте вопросы наставнику, если не знаете ответа. Чтобы сформулировать свой вопрос, воспользуйтесь статьей Как правильно задавать вопросы.
Наставник не ответил на вопрос в течение дня
Мы регламентируем срок ответа наставника в течение суток по рабочим дням. По выходным наставники обычно не отвечают, но обязательно подхватывают всё накопившееся в понедельник. В праздничные дни куратор заранее сообщает студентам о графике работы наставника.
Если же наставник не ответил вам и уже прошло более одного дня, дайте знать куратору, он вас сориентирует по доступности наставника и поможет по возможности.
Чтобы вопросы не зависали, на него могут ответить студенты или другой наставник группы, если он имеется.
Ответ наставника не помог
Иногда бывает так, что по каким-то причинам ответ на вопрос оказался недостаточным или похожим на отписку. Причиной этого может быть как формулировка вопроса, так и ошибка наставника. Не стесняйтесь задать уточняющие вопросы, переформулировать исходный вопрос.
Наставники проходят длинный этап собеседований, обучения и проверок, чтобы выйти к студентам уже достаточно компетентными для обучения и ответов на вопросы. Мы ручаемся за то, что это специалисты своей области и они заинтересованы вас научить.
Однако, если вы считаете, что наставник не справляется, то можете передать информацию в личные сообщения кураторам. И тогда мы проверим ответы наставника и поможем ему преодолеть сложности, если таковые имеются.
Не хватило информации для прохождения практики.
Учебные материалы на Хекслете построены таким образом, чтобы студентам не понадобилось ничего гуглить, а темы для самостоятельного изучения даются дополнительными ссылками в теории или практике. Все практические задания (упражнения, проекты, домашние задания и так далее) должны быть основаны на предыдущих уроках, поэтому, если пройденного ранее материала недостаточно для решения задачи, — это наша вина. Напишите об этом в канале группы и оповестите куратора. Он передаст это в методический отдел, а мы улучшим описание задачи и расширим теорию.
С момента последней активности в группе прошло уже несколько дней и ничего не происходит.
В каждой группе есть минимум две публичных активности в неделю:
- активность от наставника;
- общение куратора со студентами.
При этом кураторы и наставники ежедневно проверяют чат на наличие вопросов и всегда готовы помочь студентам.
Также, студенты могут сами инициировать любые активности между собой: турниры на Codebattle; обсуждение статьи с Хабра; созвон для обсуждения задачи. Мы поддерживаем инициативы и можем предоставить инструменты, например, сессию в Zoom.
Возможно, наставник сделал что-то не то
Если у вас возникли сомнения по работе наставника, напишите об этом куратору в личные сообщения. Зачастую обратная связь от студентов — единственный способ узнать, что возникла нестандартная ситуация или откровенная проблема. Например:
- Тема вебинара была сложной и непонятной.
- Систематически нарушаются сроки проверок или ответов.
- Грубости или другое некорректное поведение при ревью, ответах, на вебинарах или в личных сообщениях.
Мы даём наставникам обратную связь по их работе, но когда от студентов поступают жалобы, то мы реагируем вплоть до замены наставника. Нет ничего плохого в том, чтобы требовать того качества обслуживания, которое мы вам обещали.